К 90-летию со дня рождения Бутанаева Владимира Павловича

"Художник-творец - выразитель ценностей эпохи: к 90-летию со дня рождения Бутанаева Владимира Павловича - художника, Заслуженного работника культуры РСФСР, Заслуженного деятеля искусств Республики Хакасия"



Материалы архивных фондов личного происхождения являются неотъемлемой частью документального составляющего Национального архива Республики Хакасия. Они содержат редкие, порой уникальные источники, раскрывающие те стороны существования общества, которые не фиксируются официальной документацией. Документальные материалы личных фондов позволяют восстановить характерные детали и приметы, саму «атмосферу» времени, жизнь частных людей, и великих и рядовых, через призму восприятия которых отражаются события, происходящие в стране и в мире. Все это определяет ценность и значимость документов личного происхождения и постоянный, неослабевающий интерес исследователей к ним.

В Национальном архиве Республики Хакасия хранится личный фонд Бутанаева Владимира Павловича – художника, Заслуженного работника культуры РСФСР, Заслуженного деятеля искусств Республики Хакасия. Фонд содержит разнообразные по своему составу и содержанию документы, которые отражают жизненный путь, творческий процесс талантливого, выдающегося человека, внесшего весомый вклад в культуру, искусство нашей республики.

Часть творческого наследия Бутанаева В.П. из семейного архива на государственное хранение была передана вдовой художника Бутанаевой Зинаидой Андреевной. В архив поступили документы, фотографии, альбомы, каталоги, графические работы художника, буклеты, афиши выставок, подборка газетных очерков, написанных и проиллюстрированных художником-журналистом Бутанаевым В.П., а также личные вещи художника, которыми он пользовался при жизни.

В этом году исполняется 90 лет со дня рождения Владимира Павловича. Материалы электронной выставки представляют экскурс по жизненному и творческому пути этого удивительного человека.

Согласно биографической справке Бутанаев Владимир Павлович родился 1 мая 1925 года в улусе Большая Cея Таштыпского района Хакасской автономной области. Закончил общеобразовательную школу в с. Шушенское, там же в 1942 г. поступил в сельхозтехникум, откуда в ноябре 1943 г. был призван в армию. (Основание: ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-928. Оп. 1. Д. 1).

Службу проходил в Киевском высшем пехотном училище, а затем был откомандирован в Бирмское авиационное училище. После армии с 1951 по 1954 год учился в Рижском художественном училище, а так же был вольным слушателем Рижской академии художеств. С 1954 по 1958 год работал свободным художником по договорам в Магаданской области (Основание: ГКУ РХ «Национальный архив», Ф. П-928. Оп. 1. Д. 61. Л. 1)

В 1959 году Бутанаев вернулся в Хакасию, на свою малую родину, и поступил на работу художником – оформителем в Абаканский клуб железнодорожников.

В 1960 году Бутанаев В.П. принимал участие в научной экспедиции по изучению наскальной живописи Оглахты. Вместе с археологом, ст. научным сотрудником краеведческого музея г. Абакана Альбертом Николаевичем Липским и группой ленинградских ученых он занимался эстампированием наскальных рисунков, которые должны были уйти под воду при заполнении акватории Красноярского моря. Художник работал в экстремальных условиях, на двадцатиметровой высоте над Енисеем, копируя рисунки с отвесной скалы. В Национальном архиве хранится очерк-воспоминание Бутанаева В.П. об этом событии и ксерокопии фотографий Бутанаева В.П. с археологом А. Липским и членами научной экспедиции из Ленинграда на Оглахтинской писанице (Основание: ГКУ РХ «Национальный архив», Ф. П-928. Оп. 1. Д. 33. Л. 2)

1961 год стал важным для Бутанаева во многих отношениях. Рисунки Владимира Павловича, регулярно публикуемые в газете «Советская Хакасия», заинтересовали главного режиссера студии телевидения, которая только что открылась в городе Абакане. В мае 1961 года В.П. Бутанаев был принят на Абаканскую студию телевидения сначала ассистентом режиссера, затем художником – декоратором, а с 1965 года Бутанаев – главный художник студии телевидения вплоть до выхода на пенсию в 1985 году. Проработал он на студии 25 лет (Основание: ГКУ РХ «Национальный архив», Ф. П-928. Оп. 1. Д. 9. Л. 1)

Здесь на студии начался его творческий путь, проходило становление как художника - графика, художника – журналиста и живописца, ибо помимо работы на студии, он занимался изорепортажами и станковым искусством графики и живописи. Художник хорошо знал свой край, он всегда был в гуще главных событий дня. Пытливый глаз цепко вглядывался в окружающее, и карандаш выхватывал из жизни самое точное.

Бутанаева В.П. по праву можно назвать главным иллюстратором эпохи. Владимир Павлович обладал своим особым графическим языком, близким репортерской интерпретации. Художник освещал строительство всех крупных объектов сооружаемых в Хакасии. Старался передать главное – величие и красоту преображенной Хакасии и края.

С первых дней строительства Саянского территориально-производственного комплекса Владимир Бутанаев работал над серией о строителях Всесоюзных ударных комсомольских строек Саяно-Шушенской ГЭС, Абаканского вагоностроительного комплекса, о строителях Байкало-Амурской магистрали.

В.П. Бутанаев умел подчеркнуть индустриальные ритмы, над ним довлели впечатления от строившихся гигантов.

Масштабы творчества художника-графика огромные. Более 500 зарисовок он сделал на трассе мужества Абакан-Тайшет. Сотни графических листов отражают героику созидания на строительстве ГЭС на Енисее.

Графические образы Бутанаева создавали живой и непосредственный рассказ о красоте Сибири и ее преобразователях. Он не просто копировал действительность, а находил особый угол зрения, позволяющий видеть величие совершаемых дел. В его портретных работах – люди знаменитые, не только в крае, но и на всю страну. Художнику была чужда псевдогероика образов.

Простые лица людей в рабочих спецовках художник сумел осветить внутренней одухотворенностью. И потому его портреты живут: «Портрет рабочего Алексея Яцука», «Рабочий», «На очистке котлована». Все это оригинальные рисунки (графика), выполненные В.П. Бутанаевым и вошедшие в опись музейных вещей хранящихся в Национальном архиве. Среди его героев посланцы комсомола нашей страны, чей труд он воспевал в своих зарисовках.

По материалам изорепортажей Бутанаева В.П. изданы альбомы: «Трасса мужества Абакан-Тайшет», Красноярск, 1965 г., «Разбуженный край», Абакан, 1971 г., «БАМ – Байкало-Амурская магистраль в рисунках Владимира Бутанаева», Абакан, 1975 г.

В.П. Бутанаеву с большой теплотой удавалось передать настроение родной сибирской природы, ее суровую первозданную красоту. Глубокий взгляд творца позволил ему создать эпический песенный образ Родины.

Его пейзажные мотивы просты, но в них чувствуется что-то знакомое, родное. Видно, что он отлично знал Хакасию, любил свой край и народ. Это и помогало ему в творчестве.

Бутанаев понимал свою эпоху, умел выражать ее особыми красками, четко отображенными в событиях и людях, представленных в его картинах.

Главное место в творчестве художника занимал образ В.И. Ленина и Н.К. Крупской периода Сибирской ссылки. Владимир Павлович, получив предложение от директора Ленинского музея написать к юбилею портрет Н.К. Крупской, создает многофигурную композиционную картину «Надежда Крупская едет к Владимиру Ульянову». Всмотревшись в картину, видишь человеческое ожидание счастья – невеста едет к жениху, полная сомнений и тревог, надежд и смятений. С этой картины и зазвучала в душе художника его лениниана.

Для Владимира Павловича Бутанаева – Ленин являлся фигурой масштаба эпохи. Все его работы о нем – это картины о человеке, а не о бронзовом вожде. Его живописные работы такие как «Приезд Н.К. Крупской в с. Шушенское», «В Шушенское сидение», «В.И. Ленин на горе Думной», «Завтра в Россию», находятся в Историческом музее в Москве. С рисунками художника по ленинской теме можно познакомиться в альбоме «Дом-музей В.И. Ленина в Шушенском», 1968 г., в книге «Зажги свою звезду» с репродукциями картин В. Бутанаева Хакасского отделения Красноярского книжного издательства г. Абакан 1975 г. (Основание: ГКУ РХ «Национальный архив», Ф. 928. Оп. 1. Д. 34. Л. 7. Д. 36. Л. 55. Л. 56. Д. 57. Л. 75-77)

Имя Владимира Павловича Бутанаева известно далеко за пределами Хакасии. Работы художника были представлены на выставке советской графики в Польше, Чехословакии, ГДР, Венгрии, Монголии, Франции, Кубе. (Основание: ГКУ РХ «Национальный архив», Ф. П-928. Оп. 1. Д. 50. Л. 8)

Художник В.П. Бутанаев был участником многих областных, республиканских, краевых и всесоюзных выставок. В мае 1978 года в г. Москве успешно прошла его персональная выставка. Многоплановость выставки позволяла тем, кто ее посетил, совершить заочное путешествие по новостройкам Хакасии.

Работы художника хранятся в фондах Эрмитажа в Санкт-Петербурге, а также в Кызыле, Улан-Баторе, Минусинске, Шушенском, в том числе Шушенской картинной галерее им. И.В. Рехлова. Много работ Бутанаев В.П. передал в дар на вечное хранение: четыре линогравюры и альбом «БАМ» вручены директору Эрмитажа Б.Б. Пиотровскому в 1976 г., 12 графических работ и альбом «БАМ», переданы в Государственный ордена Ленина Исторический музей в Москве в 1994 г. Пятьдесят четыре работы художника Бутанаева В.П. переданы в Абаканскую картинную галерею в 2004 г., несколько работ находятся в организациях города и частных собраниях.

Изорепортажи Бутанаева печатали газеты: «Советская Хакасия», с которой он отрудничал с 1961 по 1999 год, «Ленин Чолы», «Красноярский рабочий», «Красноярский комсомолец»; центральные газеты: «Правда», «Советская Россия», «Советская культура», Ленинградский рабочий», «Сельская жизнь»; журналы: «Огонек», «Советская женщина», «Сибирь», «Нева», «Художник».

Сохранились очерки с иллюстрациями Владимира Павловича об Абазе и ее жителях «Хозяева рудной Абазы» (газета Красноярский рабочий 1966 г.), о чабанах «На чабанских стоянках» (газета «Хакасия» 1997 г.), стойкостью которых он восхищался и, чтобы сделать что-то приятное, он рисовал их портреты и дарил им. (Основание: ГКУ РХ «Национальный архив», Ф. П-928. Оп. 1. Д. 52. Л. 27. Д. 53. Л. 81. Д. 24. Л. 1. Д. 33. Л. 1. Л. 4. Д. 34. Л. 10).

Владимир Павлович Бутанаев являлся страстным пропагандистом изобразительного искусства, вел общественную работу, выступал перед школьниками, студентами, рабочими, строителями с рассказами о своем творчестве, о людях, преобразовывавших Сибирь, своих героях, об искусстве живописи и графики.

С именем Владимира Павловича связана конкретная историческая эпоха, в которой он имел определенное общественное положение, и конечно свое окружение. Согласно архивным документам в круг его общения входили: коллекционер, Заслуженный деятель культуры РСФСР И. Рехлов, главный редактор газеты «Ленин Чолы» С. Добров, художник Черепанов, журналист Ю. Забелин, директор Дома-музея В.И. Ленина Н.Д. Городецкий и многие другие.

Бутанаев В.П. являлся членом Союза журналистов с 1969 года и членом Союза художников с 1985 года. С 1992 по 1995 год был председателем Союза художников Республики Хакасия. В 1983 г. Бутанаеву В.П. присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», в 1995 г. звание «Заслуженный деятель искусств Республики Хакасия».

Бутанаев В.П. награжден медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» в 1970 г., медалью «Ветеран труда» в 1985 г., медалью (знаком) «Золотая Звезда» - «Тэргууний Сэхээтэн», Монголия, 1989 г.

Владимир Павлович был внесен в 15-й том Всемирного лексикона художников, который был издан в Лейпциге в 1997 году.

Умер В.П. Бутанаев 9 мая 2003 года в Абакане, но память о нем и его творчестве продолжает жить в его работах, на которых запечатлена частичка прошлого, чтобы мы знали, каким был наш край и люди его преобразовавшие.

Сохранить память о наших земляках – задача не только архивов, но и всех неравнодушных к истории Хакасии людей. И в этом нам могут помочь фонды личного происхождения, хранящиеся в Национальном архиве. Их значение трудно переоценить. Они становятся все более актуальными для воссоздания объективной картины исторического процесса, формирования общественного сознания, понимания и осмысления роли судеб конкретных людей в истории Отечества. Через призму людских судеб исторические события приобретают особую окраску: становятся и ближе, и понятнее.