"Уставу об управлении инородцев - 200 лет": документы Национального архива Хакасии об историческом событии

     200 лет назад, 22 июля 1822 года, был принят «Устав об управлении инородцев» — законодательный акт Российской империи, определивший систему управления неславянскими народами Сибири (инородцами).




   Его основным автором является известный государственный деятель Царского Правительства, сибирский Генерал-губернатор М.М. Сперанский. Большинство положений «Устава» действовали вплоть до Февральской революции 1917 года.

    На примере архивных документов Степных дум и инородных управ Национального архива Республики Хакасии рассмотрим особенности внедрения «Устава» в повседневный образ жизни и традиционный уклад коренных жителей Сибири.




  «Устав» делил местное население Сибири на три разряда: оседлые, кочевые и бродячие. Главной характеристикой для деления был принцип хозяйственного развития. Данная система поддерживала и гражданское население коренных жителей Сибири, причем «оседлые инородцы» приравнивались к сословию государственных крестьян во всех правах и обязанностях, кроме рекрутской.




   Как пример, можно указать, что «кочевые» в налоговом отношении приравнивались к крестьянам, но в управлении и суде сохраняли самостоятельность. На «бродячих жителей» распространялись правила «для кочующих».




   Одной из главных целей поразрядной системы был переход бродячих и кочевых жителей в категорию оседлых. Причиной являлись финансовые интересы империи – оседлые инородцы платили бы более высокий податной оклад государственных крестьян.

   Важным фактором перевода бродячих и кочевых племен в разряд оседлых стал успех в хлебопашестве, а также распространение земледелия в хозяйстве коренного населения.




   Одной из важнейших частей законодательства 1822 года было обязательное наделение землей «инородцев» всех разрядов (как подданных государства). Для организации управления «народов Сибири» авторы «Устава» брали во внимание их национальные особенности и традиционный уклад. Система органов самоуправления кочевых народов делилась на три ступени: низшая – родовое управление (куда входили аалы и стойбища), средняя – Инородная управа, высшая – Степная дума. Должностные лица в состав «инородческого» управления избирались на общем собрании, к участию в котором допускались все члены общины.




   Ключевая деятельность трехступенчатого управления, прежде всего, заключалась в сборе налогов и податей. Судебные функции состояли в разборе незначительных гражданских дел. Суд и расправа производились на основе законов обычного права, кодификация которого предусматривалась «Уставом». Политические и уголовные дела подлежали разбирательству на государственном уровне.




   В архивном документе «Наставление Енисейского Гражданского губернатора Степной думе Койбальских племен», согласно статье 119 «Устава об управлении инородцев», перечислены обязанности Степной Думы, среди которых:

1-е – народоисчисление,

2-е – в раскладке сборов,

3-е – в правильном учѐте всех сумм пообщественных имуществ,

4-е – в распространении народной промышленности,

5-е – в ходатайстве у высшего начальства о пользе родовичей.




   В законодательном акте для поддержания народов Сибири и более легкого, постепенного его внедрения в местный повседневный быт были сохранены почетные звания кочевников. «Звания наследственные остаются наследственными, звание избирательное остается избирательным», - говорилось в «Уставе об управлении инородцев». Принцип наследственности допускался и при замещении должностных лиц на выборах. В случае отсутствия прямого наследника разрешалось избрание ближайшего родственника. При этом, сохраняя патриархальные отношения, «Устав» давал определенную свободу выборному началу, допуская отхождения принципа наследственности в необходимых случаях.




   Опора на феодальную верхушку «инородческого» общества ускорила внедрение положений «Устава» в традиционный уклад жизни коренного населения. «Почетные инородцы» за сотрудничество с властью получали различные льготы и привилегии. Показательным примером являлся «Указ Сибирского Комитета от 01 ноября 1832 года». Здесь говорится, что «инородцы» и их дети, пользующиеся правами личного дворянства, освобождались от уплаты ясака.




   Важной особенностью «Устава» были протекционистские меры по отношению к торговле. «Устав» прописывал принципы свободной частной торговли с сибирскими «инородцами». Вести свободную торговлю разрешалось не только на сугланах и ярмарках, но и в русских городах и селениях. Однако, были введены и запреты. Так, в целях пресечения различного рода злоупотреблений запрещалась торговля чиновников с коренным населением.




   Царское Правительство, осознавая, что без развитой торговли в условиях понизившейся роли и значения пушного промысла бездоимочное взимание податей и повинностей с населения края становилось невозможным. Поэтому в «Уставе» 1822 года делалась попытка, не изменяя патриархально-феодальной основы «инородческого» общества, учесть буржуазные тенденции, которые уже обозначились в первой четверти XIX в.

   Установленная система налогообложения «Устава» регламентировала следующие виды сборов: государственные, земские, уездные и частные. Подчеркивая самобытность народов Сибири, составитель «Устава» считал, что «никакой новый общий по государству налог не распространяется на сибирских кочующих и бродячих инородцев, если о том именно не будет предписано».




   Приравнивая кочевых «инородцев» к крестьянскому сословию в гражданских правах, «Устав» сближал их также в налоговом обложении. «Кочующие инородцы участвуют в общих по губерний повинностях», - гласил документ. При этом они должны были самостоятельно содержать за свой счет и родовое управление.

   Записи о подробном исчислении всех сборов составлялись гражданским губернатором или областным начальником и утверждались Генерал-губернатором. Сборы на содержание родового управления производились на основании общественных приговоров, а на земские повинности – на основании особого положения, выработанного Степной Думой или «местным главным управлением». Для точного учета всех сборов вводились специальные «шнуровые книги», хранившиеся в земском суде.




   Специальная глава «Устава» была посвящена взысканию недоимок, но и тут реформатор стремился ограничить вмешательство администрации. Недоимки надлежало взыскивать «не иначе, как на ярмарках и сугланах». Интересной деталью можно назвать способ взыскания недоимки. Так традиционное выколачивание недоимок заменялось такими мерами, как «настоятельное убеждение», задержание старосты или его сына, ближайшего родственника, задержание части пушнины, предназначенной для продажи.




   В «Уставе» также предусматривались вопросы социально-культурной сферы жизни народов Сибири. Так, в вопросах религии изначально «Устав» находился на позициях веротерпимости. Понимая непродуктивность насильственного крещения, М.М. Сперанский проводил политику веротерпимости. «Земское начальство обязано не допускать стеснения инородцев под предлогом обращения в христианскую веру», - говорилось в «Уставе». Некрещеные «инородцы» получали «свободу отправлять богослужение по их закону и обрядам».

   Вместе с тем, «Устав» подчинил «иноверческое духовенство... местной полиции наравне с прочими инородцами». Законодательный акт не наделял никакими привилегиями крестившихся «инородцев», при этом принятие христианства расценивалось как положительное явление.

   Уже позднее, в 1832 году, последовало предписание Сибирского Комитета «О сложении ясака на три года с инородцев, вступающих в христианскую веру».




   В Национальном архиве Хакасии имеются документальные свидетельства массового крещения 3003 душ инородцев в 1876 году. Согласно учету, среди них, приверженцев шаманизма на тот момент насчитывалось только 612 человек. За активное участие в крещении учителя Аскизской инородческой сельской школы Ефима Катанова ему «пожаловали Кавалером ордена св. Анны 3-й степени»




   В вопросах народного образования «Устав» предоставлял инородцам право отдавать детей в правительственные учебные заведения и открывать свои училища. Так, в 1868 году Степная Дума соединенных разнородных племен приняла важное решение об открытии в селе Аскизском сельского училища.




   Таким образом, «Устав об управлении инородцев» стал первым в России сводом комплексного законодательства, разработанного для одного из самых обширных регионов империи.

   Результативность внедрения «Устава» носит разный характер. С одной стороны, имели место произвол и злоупотребление властью со стороны администрации по отношению к местным народам. С другой стороны, «Устав» послужил формированию органов самоуправления на территории Сибири XIX века, при этом давая развернутое закрепление прав коренных жителей на исконные земли. Важной особенностью реформы М.М. Сперанского стало внедрение и закрепление принятой практики, признавая нормы обычного права коренных народов.




   Более подробно ознакомиться с обзором дореволюционных документов Степных дум и инородных управ Хакасии можно в статье Ю.А. Орешковой «АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ СТЕПНЫХ ДУМ И ИНОРОДНЫХ УПРАВ КАК ИСТОЧНИК ПО ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ХАКАСИИ XIX – НАЧАЛА XX ВВ»