На протяжении практически всего существования советского периода российской истории 19 мая отмечался День Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина — именно в этот день в 1922 году 2-я Всероссийская конференция РКСМ приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. На протяжении 1922 года возникли пионерские отряды в целом ряде городов и селений.
В октябре 1922 года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, а после смерти В.И. Ленина получила его имя.
Просуществовав почти 70 лет, в годы перестройки организация, как и вся страна, переживала внутренний кризис, а после распада Советского Союза пионерия и вовсе перестала существовать – равно как и её официальный праздник, но и сегодня найдутся люди, которые с удовольствием вспоминают юные пионерские годы.
Национальный архив Республики Хакасия решил представить широкой общественности архивные документы и показать частичку того, что отложилось в документальной истории о данной детской организации.
В тезисах к Протоколу заседания 2-й Хакасской уездной конференции комсомольской организации, которая прошла в декабре 1924 года, по вопросу работы среди детей указывается: «Новое детдвижение имеет громадное значение как будущее движение молодежи. Через отряды Ю.П. мы вырабатываем в деревне крестьянина-кооператора-культурника. Поэтому комсомол на эту часть работы должен приналечь. Отрядов Ю.П. построить во всех школах и при ячейках ЛКСМ мы не сможем. Влияние на детей необходимо. Для этого нужно выделить отдельных комсомольцев, прикрепляя их к школам. Выделенные в школу должны проводить беседы с детьми постепенно группируя их вокруг себя в дальнейшем организуем отряд пионеров. Для первого опыта желательно создание отряда при каждом районе поручая руководство Райдетбюро, работу которого проверяет Райком ЛКСМ….» (Ф.П-36. Оп. 1. Д. 5. Л. 36).
Пионерская организация была призвана воспитывать в детях любовь к Родине, стремление к знаниям, приобщать их к труду и общественной деятельности. Руководителем пионерской дружины являлся вожатый-комсомолец – старший товарищ, который умело сочетал педагогическое руководство с развитием инициативы и самостоятельности школьников.
Для того, чтобы стать пионервожатым, необходимо было пройти строгий отбор: учитывался культурный и образовательный уровень, идеологическая подготовка комсомольца, что свидетельствовало о высокой значимости культурно-политического воспитания молодого поколения.
Из Отчета областного комитета союза молодежи за 1931 год следует, что не все поставленные цели были достигнуты, в связи с низкой грамотностью населения и отсутствием квалифицированных кадров. (Ф.П-12. Оп. 1. Д. 6. Л. 1)
В докладе «О росте комсомольской и пионерской организации в области на 1932 год» указывается, что в осуществлении решения IX съезда ВЛКСМ о создании при каждой ячейке пионер-отряда имеется по области комсомольских ячеек 267, пионерских отрядов 156. (Ф.П-37. Оп. 3. Д. 15. Л. 7.).
С началом Великой Отечественной войны пионеры стремились во всём помогать взрослым в борьбе с врагом как в тылу, так и на фронте, в партизанских отрядах и в подполье. Пионеры становились разведчиками, партизанами, юнгами на военных кораблях, помогали укрывать раненых. За боевые заслуги десятки тысяч пионеров награждены орденами и медалями.
В деле «Докладные работников Хакасского Обкома ВЛКСМ» за 1946 г. значится: «… работа пионерской организации проводится на основании широкой самобытности и инициативы самих пионеров. Каждый пионер может проявить способность в той работе, которая ему больше нравится… Сборы пионерского звена проводятся не реже одного раза в 10 дней. На сборах пионеры занимаются физкультурой, спортом, военным делом, общественно полезным трудом, проводят игры, читают книги, газеты, ходят в экскурсии и походы, готовятся к отрядным походам, военным играм, спортивным соревнованиям, воскресникам. В звене пионеры приобретают спортивные, трудовые, юнатские навыки и пионерские специальности. В маленьком дружном коллективе пионерского звена, ребята могут наиболее полно проявить свои способности и инициативы. Если в отряде хорошо работают звенья, то весь отряд живет интересной и полнокровной жизнью. Долг пионера добиваться, чтобы его звено было лучшим в отряде.» (Ф.П. 12. Оп. 13. Д. 19. Л. 7.)
На время школьных каникул профсоюзными, комсомольскими, хозяйственными организациями, колхозами, совхозами, органами народного образования, органами здравоохранения, а также комитетами по физической культуре и спорту организовывались пионерские лагеря, главной задачей которых было укрепление здоровья детей. По Хакасской автономной области на лето 1952 года работало 23 пионерских лагеря (Ф.П.-12. Оп. 19. Д. 18. Л. 104)
Вступление в пионеры проходило на заседании ячейки или комитета и являлось одним из самых торжественных и волнующих событий в жизни мальчишек и девчонок по всему Советскому Союзу.
В рамках пионерского движения проводились интересные читательские конференции на разнообразные темы: от обсуждения героев любимых книг до новой трактовки произведений. Этому свидетельствует докладная о проведении «недели детской книги» в Хакасии в марте 1952 года (Ф.П-12. Оп. 19. Д. 16. Л. 22, 23). Одним из направлений детской организации было тимуровское движение. Тимуровцами называли образцовых пионеров, которые совершали хорошие поступки. В отчете об участии пионерских дружин во Всесоюзном пионерском марше за 1981 г. говорится, что тимуровцы ремонтировали в детских садах игрушки, устраивали разнообразные представления для малышей.
Следующим направлением работы детской организации были экологические патрули, которые занимались охраной водоемов, озеленением, устраивали субботники по очистке лесных и парковых территорий.
Регулярно проводились разнообразные акции. Многие пионеры дружили и вели переписку друг с другом.
Большое внимание уделялось развитию спорта среди детей и молодежи, проводились различные турниры. На выставке представлен отчет Хакасского областного союза молодежи о проведении соревнования «Кожаный мяч» в 1972 году. Большой популярностью среди пионеров и комсомольцев пользовались военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок».
На государственном хранении в Национальном архиве республики Хакасия находится большое количество фотографий, альбомов, рапортов, которые показывают насколько была яркой, насыщенной жизнь молодого поколения XX века. С их небольшой частью вы можете ознакомиться в рамках нашей выставки.
Через пионерскую организацию прошло не одно поколение ребят. Умение дружить и помогать друг другу, умение трудиться и выполнять свой долг перед коллективом, умение любить Родину – все эти качества молодые люди впитали в себя с пионерской организацией.