"Поэзия – говорящая живопись":к 100-летию со дня рождения М. Е. Кильчичакова

В истории Хакасии Михаилу Еремеевичу Кильчичакову, поэту, драматургу, Заслуженному деятелю искусства РСФСР, члену Союза писателей СССР, общественно-политическому деятелю и ветерану Великой Отечественной войны по праву принадлежит почетное место.

На государственном хранении в Национальном архиве находятся архивные документы и фотографии, отражающие жизненный, творческий и профессиональный путь Михаила Еремеевича, которые отложились в составе различных фондов. Это фонды Союза писателей Хакасии, Хакасского книжного издательства, Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, Коллекция документов актёров Хакасского национального драматического театра им. А. М. Топанова, фотоколлекции, а также фонды личного происхождения людей, которые внесли неоценимый вклад в развитие и культуру Хакасии.

Согласно автобиографии, Михаил Еремеевич Кильчичаков родился в селе Вершина Теи 21 ноября 1919 года. Родители будущего поэта Еремей Андреевич и Елизавета Васильевна были крестьянами. В их доме любили останавливаться приезжие хайджи, сочинители тахпахов, поэтому детство будущего классика хакасской литературы проходило в общении с людьми, которые хорошо знали поэтическое творчество хакасского народа и его историю. В детстве Михаил Еремеевич также как и многие сверстники, пас скот, уверенно сидел в седле [1]. Так в своей автобиографии Михаил Еремеевич пишет: «В 1929 году я пошел в первый класс в селе Верхняя Тея. В 1933 году закончил её. После пошел работать в колхоз, ибо в 1934 году умерла мать, а в 1935 году умер отец. Я остался с двумя братишками» [2].

В 1936 году в Абакане был объявлен набор в театральную студию, организованную при Хакасском национальном театре. Имея за плечами лишь 4-х классное обучение в школе, Михаил Еремеевич поступает на обучение учеником-актером в Хакасский областной национальный театр. Проявив незаурядные способности, он вскоре становится одним из ведущих актеров театра, играющим главные роли в знаменитом «Акуне» Михаила Семёновича Кокова и «Одураченном Хорхло» Александра Михайловича Топанова. На хранении в Национальном архиве имеется фотография коллектива Национального театра представленного периода, на которой присутствует еще юный Михаил Еремеевич [3].

Однако вскоре мирная жизнь советских граждан была прервана чередой войн. Так, согласно личному листку по учёту кадров в связи с началом советско-финской войны, 30 ноября 1939 года Михаил Еремеевич был призван в ряды рабоче-крестьянской красной армии [4]. Ему довелось участвовать в боевых действиях на Выборгском направлении. После окончания этой войны он остался в части и уже опытным бойцом встретил Начало Великой Отечественной войны. Уже через неделю после начала войны Михаил Еремеевич попал на Смоленское направление.
Из наградного листа Михаила Еремеевича следует, что находясь на Калининском фронте, он успешно выполнил разведку огневых точек противника. После того как командира его взвода тяжело ранили он принял командование на себя, и в течение 4-х суток удерживал наступление немцев в районе деревни Люблино [5].

Пули и огонь щадили его до октября 1941 года. В бою под городом Ржев, попав под минометный огонь, он был тяжело ранен, для спасения ему пришлось делать неоднократное переливание крови. Из-за этого ранения Михаил Еремеевич лишился кисти левой руки и был вынужден покинуть поле боя.

Впоследствии в своих произведениях с болью в сердце он неоднократно вспоминал это тяжелое время, так в стихотворении «Клятва» он пишет:
«Вновь старый дуб звенит листвою мне.
И вот стоим мы рядом – два калеки…
Нет, не случайно вспомнилась война.
Она в огне сдружила. И навеки
Нам руки покалечила она…»[6].

За свои боевые подвиги Михаил Еремеевич был награжден медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За победу над Германией».
Согласно материалам из личного дела, вернувшись в родные места, Михаил Еремеевич начинает работу в качестве актера драмы и артиста эстрады Национального театра, однако, в 1943 году по состоянию здоровья он уехал в Аскиз, где начал работать директором сельского Дома Культуры. С августа 1944 года Михаил Еремеевич – вновь актер Хакасского областного национального театра, в котором он прослужил до 1946 года [7].

Фотографии сцен из спектаклей с его участием, на время словно оживают и позволяют окунуться в атмосферу театральной жизни Хакасии того времени. Так в фонде Коллекции документов актёров Хакасского национального драматического театра им. Александра Михайловича Топанова сохранилась фотография спектакля «Сын хакасского народа» с участием Михаила Еремеевича [8].

Стремясь повысить свой образовательный уровень, он в 1946 году он поступает в Абаканский государственный педагогический институт на факультет языка и литературы. Результатом данного обучения стало присвоение специальности «Преподаватель 5-7 классов средней школы». Совмещая с обучением в институте, в 1947 году Михаил Еремеевич участвует в работе Кызыльско-Мелецкой этнографической экспедиции Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Так в планах и отчетах научного института сохранились данные о работе Михаила Еремеевича в качестве фольклориста, собирающего героические сказания, легенды, пословицы и поговорки у жителей Ширинского, Саралинского и Аскизского районов Хакасской автономной области [9].

В 1948 году Михаил Еремеевич уезжает в Москву, где поступает в Литературный институт им. М. Горького на отделение драматургии. Следуя литературным традициям, созданным основоположниками хакасской драматургии Александров Михайловичем Топановым и Михаилом Семёновичем Коковым, он написал произведения, отвечающие идейным требованиям окружающих реалий. Ставшая дипломной работой пьеса «Всходы» (1950) о коллективизации, происходившей в родных местах, и поставленнная позднее на сцене уже родного театра [10], а также пьеса «Медвежий лог» (1953), написанная в жанре комедии и окрашенная в национальный колорит принесли автору всесоюзную известность. Насыщенная песенными диалогами, жизненными образами и сценами пьеса «Медвежий лог» начала свой путь по театральным сценам страны [11].

В Национальном архиве сохранились подлинники фотографий спектакля, а также увертюры к партии, мелодии к песням, написанные Александром Александровичем Кенелем к пьесе «Медвежий лог» [12].
После окончания Московского института согласно диплому Михаил Еремеевич получает специальность литературный работник и возвращается в родной Абакан [13]. До этого ещё в 1952 году он становится членом Союза писателей СССР, а в соответствии с решением Бюро Хакасского отделения Союза Писателей СССР от 18 июля 1953 года избран ответственным секретарем Хакасской писательской организации, которым проработал по 1960 год [14].

В это время регулярно в печати начинают появляться поэтические сборники Михаила Еремеевича. Так в фонде Хакасского отделения Союза писателей СССР сохранился протокол обсуждения его первого сборника стихов «В тайге» (1956).

В обсуждении общее мнение писателей о сборнике сводится к положительному, по их мнению стихотворения Михаила Еремеевича отражают хорошее знание автором фольклора, носят глубоко лирический характер, ряд произведений посвящены темам любви к родной земле и людям труда, также имеются стихотворения юмористического содержания. О нем отзываются как о ведущем писателе Хакасии, честном и добросовестном работнике, умелом руководителе и талантливом наставнике молодежи [15].

Последующие годы согласно личному листку по учёту кадров он работал главным режиссером в областном комитете по телевидению и радиовещанию, директором Хакасского отделения Красноярского книжного издательства, заведующим литературной частью Хакасского областного драматического театра. С декабря 1974 года он вновь избран ответственным секретарем Хакасской писательской организации, где проработал до последних дней жизни [16].

Разносторонний жизненных путь стал причиной того, что документы о профессиональной и творческой деятельности Михаила Еремеевича отложились в составе различных фондов. Так рукописи поэм, стихотворений и сказок сохранились в составе фонда Р-354 «Хакасское книжное издательство «Айра». Различные пометки, позволяют увидеть процесс написания и редактирования, а также творческую мысль, которую автор хотел донести до своих преданных читателей [17].

В составе личных фондов Чарковой Эльзы Михайловны, Кенеля Александра Александровича, также сохранились различные вырезки стихотворений на русском и хакасском языках [18].

Именно Михаилом Еремеевичем впервые был внедрен в хакасскую поэзию жанр рубаи – получивший широкую популярность в связи с присущей ему емкостью содержания при лаконизме формы [19].

Необходимо отметить, что помимо творческой и профессиональной деятельности, в жизни Михаила Еремеевича большое место было отведено общественно-политической работе. Он являлся кандидатом в члены Хакасского областного комитета КПСС, депутатом областного Совета народных депутатов, членом ревизионной комиссии Союзов Писателей СССР и РСФСР, также выдвигался как кандидат в состав Абаканской Окружной избирательной комиссии по выборам в Верховный Совет, что отразилось в протоколе, сохранившемся в составе фонда Союза писателей Хакасии [20].

За вклад в организацию литературного процесса в Хакасии Михаил Еремеевич неоднократно награждался Почетными грамотами, благодарностями, а также многими другими правительственными наградами [21].

Помимо бесспорного писательского таланта, Михаила Еремеевича называли едва ли не последним творцом и исполнителем хакасских народных песен и сказаний в полном объеме [22]. Он виртуозно исполнял их густым горловым пением, аккомпанируя себе на чатхане [23].

Еще при жизни названный современниками живым классиком хакасской литературы Михаил Еремеевич Кильчичаков написал множество пьес, стихов и драматических произведений, которые затем были переведены на разные языки СССР, это позволило увеличить круг читателей, познакомившихся с его удивительным талантом.


Список источников:


1. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-938. Оп. 1. Д. 14. Л. 24ю
2. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Оп. 14. Д. 302. Л. 10.
3. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-936. Оп. 1. Д. 57.
4. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Оп. 14. Д. 302. Л. 5 об.
5. ЦАМО. Ф. 33. Оп. 744808. Д. 997. Лл. 160-160 об.
6. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-931. Оп. 1. Д. 68. Лл. 11-12.
7. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Оп. 14. Д. 302. Л. 5 об.
8. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-936. Оп. 1. Д. 56.
9. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-582. Оп. 1. Д. 2. Л. 169. Д. 5. Л. 74.
10. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-672. Оп. 1. Д. 24.
11. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-936. Оп. 1. Д. 59.
12. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-606. Оп. 1. Д. 6. Лл. 1-2.
13. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Оп. 14. Д. 302. Л. 15.
14. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-589. Оп. 1. Д. 5. Л. 40.
15. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-589. Оп. 1. Д. 5. Лл. 69-70.
16. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-2. Оп. 14. Д. 302. Л. 8 об., 21.
17. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-354. Оп. 1. Д. 72.
18. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-606. Оп. 1. Д. 77. Л. 34; П-938. Оп. 1. Д. 104. Л. 17.
19. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-931. Оп. 1. Д. 68.
20. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-589. Оп. 1. Д. 11. Л. 7.
21. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-588. Оп. 1. Д. 147. Л. 1.
22. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-931. Оп. 1. Д. 68.
23. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-917. Оп. 2. Д. 61.