Сара Даниловна Словина (08.03.1915 - 03.03.1997 гг.) – первый постановщик хакасских танцев, выдающийся балетмейстер, создатель и художественный руководитель национального ансамбля «Жарки», Заслуженный работник культуры Республики Хакасия.
Национальном архиве Республики Хакасия на хранении находится личный фонд С.Д. Словиной, формирование которого началось в 1992 г., в фонде насчитывается 165 единиц хранения. Состав документов делится по двум разделам: 1. Документы творческой деятельности, 2. Документы биографического характера.
В своей автобиографии Сара Даниловна сообщает историю своего непростого и интересного жизненного и творческого пути, который привел её в Хакасию, где она смогла в полной мере раскрыть свой творческий потенциал и потенциал хакасского народа.
Сара Даниловна Словина родилась 8 марта в 1915 г. в городе Екабилсе Латвийской Республики. Вскоре после ее рождения, семья Словиных переехала в Ригу, где Сара выросла и получила образование [1]. Помимо учебы она посещала балетную студию под руководством профессиональных балерин, таких как Вера Камина, которая являлась одной из лучших учениц легендарной российской балерины Агриппины Вагановой, создательницы советской балетной школы. Также Сара Словина училась музыке и рисованию. Все это заложило основы для дальнейшего успешного творческого пути создательницы хакасского танца [2].
Несмотря на свою любовь к искусству, Сара Даниловна поступила в Педагогический институт иностранных языков, на отделение английского языка, который закончила в 1938 г. и начала карьеру преподавателя. В августе 1940 г. Сара Словина вышла замуж, но семейная жизнь продлилась недолго. Накануне Великой Отечественной войны из Риги было депортировано много жителей города, среди которых была и молодая супружеская пара. После трагической гибели мужа Сару Даниловну вместе с другими латышами вывезли в село Тасеево Красноярского края [3]. После ее мобилизовали на Байкало-Амурское строительство железной дороги, где с 1943 г. по 1947 гг. Сара Даниловна преподавала в школе и подрабатывала библиотекарем. В это же время началась работа С.Д. Словиной по художественной самодеятельности, пользовавшаяся большим успехом [4].
Однако уже 28 декабря 1949 г. Сара Даниловна была депортирована в город Абакан Хакасской автономной области. Здесь она сначала работала в Областном доме культуры руководителем хореографического кружка, а затем и балетмейстером в Драматическом театре и в Доме пионеров [5].
Несмотря на то, что в 1956 г. Сара Даниловна была оправдана, а её депортация признана незаконной, она решает остаться в полюбившейся ей Хакасии и продолжить свою успешную творческую деятельность [6]. Тем более, что вскоре хакасского балетмейстера попросили создать первый хакасский танец к фестивалю молодежи и студентов в Москве. Об этом Сара Даниловна пишет в своей автобиографии:
«Я создала первый хакасский танец «Рукавицы любимому», который имел большой успех в Хакасии, Красноярске, на зональном конкурсе в Новосибирске и на Всесоюзном конкурсе в Москве. Он стал лауреатом и дипломантом всех этих конкурсов, а в Москве был еще награжден серебряной медалью, дипломом и почетной грамотой министерства культуры СССР» [7].
В 1957 г. этот танец стал участником VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве [8].
С тех пор Сара Даниловна Словина поставила 12 хакасских танцев, 10 из которых стали лауреатами и дипломантами разных конкурсов, в том числе СССР и РСФСР [9]. Для многих своих танцев Сара Даниловна сама рисовала эскизы костюмов [10].
В 1961 г. С.Д. Словина становится художественным руководителем созданного ею первого хакасского ансамбля песни и танца «Жарки», действующего и по сей день. «Я создала более пяти программ ансамбля, которые так же имели большой успех, как в Хакасии, так и за её пределами. В Москве на заключительном концерте самодеятельности РСФРС нам отдали все второе отделение концерта в Колонном зале Дома Союзов», - вспоминает С.Д Словина в своей автобиографии [11].
В это время о балетмейстере и её ансамбле «Жарки» регулярно пишет газета «Советская Хакасия» [12], ансамблю посвящают статью в журнале «Клуб и художественная самодеятельность» [13]. При этом сама художественный руководитель пишет книги о хакасских танцах, в 1963 г. вышел сборник «Хакасских народных танцев» [14]. Творчеству Сары Даниловны Словиной посвящено два фильма: «Концерт ансамбля «Жарки» и «Народное творчество СССР», а отдельные поставленные ею танцевальные номера вошли во многие фильмы различных республик СССР [15]. После ухода на пенсию в 1972 г. Сара Даниловна Словина продолжала активную творческую деятельность, работала в Хакасском областном доме народного творчества, а с 31 марта 1976 г. - в Хакасском областном драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова [16]. Известно о большом количестве поклонников Сары Даниловны, поздравительные открытки и письма от которых хранятся в ее личном фонде [17].
За годы своей успешной творческой деятельности Сара Даниловна Словина сделала очень многое для развития культуры Хакасии. Всего ею поставлено 17 танцев, большинство из которых отмечены дипломами разных конкурсов и фестивалей. Танцевальная группа ансамбля "Жарки" успешно выступала на 4-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. В 1961 г. коллективу присвоено звание «Народный».
В своих мемурах балетмейстер писала: «Так я осталась в Хакасии, посвятив ей свою жизнь и труд». В декабре 1992 г. Саре Даниловне Словиной было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Республики Хакасия» [18].
Примечания:
1. Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Национальный архив». Ф. Р-661 «Личный фонд С.Д. Словиной». Оп.1. Д. 41. Л.1
2. Там же. Л.2
3. Там же. Л.1
4. Там же. Л.2
5. Там же. Л.2
6. Там же. Д. 46. Л.2
7. Там же. Д. 41. Л.2
8. Там же. Д.116. Л.1
9. Там же. Д.120. Л.1
10. Там же. Д.120. Л.1
11. Там же. Д. 41. Л.2
12. Там же. Д. 116. Л.2
13. Там же. Д.3 Л.9
14. Там же. Д. 41. Л.2
15. Там же. Д.3 Л.9
16. Там же. Д.2. Л.4
17. Там же. Д. 2. Л.5
18. Там же. Д. 62. Л.2