Версия для слабовидящих
Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия


Календарь памятных дат

Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3
Государственное казенное учреждение
Республики Хакасия
"Национальный архив"
ГКУ РХ «Национальный архив»
г. Абакан, ул. Щетинкина, д. 32,
Республика Хакасия, 655017
тел/факс 22-24-09
Интернет-выставки

ВЕТЕР РЕВОЛЮЦИИ: национальное движение Хакасии в документах Национального архива

ВЕТЕР РЕВОЛЮЦИИ: национальное движение Хакасии в документах Национального архива События 1917 г. коренным образом изменили течение российской истории и оказали влияние на народы всей страны. В Национальном архиве Республики Хакасия находятся на государственном хранении особо ценные документы исторических фондов XIX - начала XX веков, содержащие сведения о дореволюционном пути развития Хакасии, благодаря которым можно проследить историческую значимость революционных событий на формирование национального самосознания хакасского этноса.

      Документы свидетельствуют, что возникновение национальных и революционных движений в начале XX века на территории Хакасии, было объективно обусловлено.

      В царской России территория Хакасии делилась между Минусинским, Ачинским и Кузнецким уездами, а в них на Степные думы: Качинскую, Кызыльскую, Койбальскую и Сагайскую. «Инородцы» (именно так называли коренных жителей Хакасии) были искусственно разделены в административном и территориальном отношении. Отсутствие единства тормозило развитие этноса, создавало трудности в вопросах формирования общего языка и культуры, хозяйственных связей [1].

      Кроме того, политика денежной и натуральной повинности для инородцев способствовала созданию условий нарастания недовольства среди коренного населения. Положение бедняцких слоев хакасского населения было нелегким, они были вынуждены пополнять не только государственную казну, но и отбывать натуральную повинность у хакасских баев [2].

       Все эти факторы говорят о том, что «Инородческая политика» российского государства способствовала созданию условий для роста революционного сознания. При этом следует учитывать, что формирование идейно-политических взглядов проходило под определенным воздействием той атмосферы интенсивных духовных поисков, политических дискуссий, которое характеризовало состояние российского общества в конце XIX - начало XX веков. Уже с 1858 года из-за границы появляются брошюры и издания революционного содержания на русском языке [3].

      Большие изменения в жизнь коренного населения внесли революционные события 1905 года, которые способствовали формированию национального самосознания и одновременно служили приобщению к происходящему в центре страны. Монарх Николай II в манифесте от 18 февраля 1905 выражается глубокую обеспокоенность за будущие страны: «Молитвами Святой Православной Церкви, под стягом Самодержавной Царской Власти и в неразрывном единении с ней, Земля Русская не раз переживала великие войны и смуты, всегда выходя из бед и затруднений с новой силой несокрушимой. Но внутренние настроения последнего времени и шатания мысли, способствовали распространению крамолы и беспорядков, обязываю Нас напомнить Правительственным Учреждениям и властям всех ведомств и степеней долг службы и веления присяги и призвать к усугублению бдительности по охране закона, порядка и безопасности, в строгом сознании нравственной и служебной ответственности перед Престолом и Отечеством» [4].

       Беспокойства императора не были напрасными, Первая русская революция активизировала политическую деятельность коренного населения. На всей территории Хакасии массово проходили стачки и восстания [5].

        Передовая часть хакасского народа поддерживала революционную деятельность, и в конце октября – начале ноября 1905 года в Минусинске был образован «Союз Сибирских инородцев», учредителями которого являлись А. А. Ярилов, Н. Т. Спирин, И. Г. Картин, Е. А. Топанов, Н. И. Окунев. Учредители активно пропагандировали свою программу среди коренного населения [6].

       В Газете «Голос Сибири» был опубликован «Устав сибирских инородцев, который ставил следующие задачи: установление связи между отдельными племенами сибирских инородцев, выяснение и освещение всех нужд сибирских народов, совместную защиту и отстаивание инородческих интересов, содействие изучению быта, особенностей инородческих племен и их прошлой истории, содействие в усовершенствовании хозяйства и промысла инородцев. Кроме того, «Союз» ставил своей задачей объединение всех сибирских племен для совместного выбора хотя бы одного защитника инородческих нужд [7]. Деятельность Союза содействовала оживлению общественной жизни хакасов и ознаменовала собой важный шаг в развитии национального движения, но с наступлением «Столыпинской реакции» все массовые организации подверглись гонениям и запретам, а «Союз Сибирских инородцев» был разогнан [8].

     Революция 1917 года существенно изменила общественно-политическую ситуацию в стране. Параллельно со стихийными февральскими демонстрациями на территории Хакасии начался процесс самоорганизации новой власти, 6-7 апреля 1917 г. в селе Аскиз проходил первый съезд хакасского народа. Политическая активность коренного населения нашла выражение в форме создания Хакасского национального объединения, которое возглавило движение народа за воплощение в жизнь права на самоопределение. На съезде была избрана депутация из четырех человек: Н. И.  Окунев, С. Д. Майнагашев, И. И. Аланов, И. В. Барашков. Съезд наделил С. Д. Майнагашева полномочиями «инструктора общественной жизни» для организации местного самоуправления. После обсуждения вопроса о самоназвании инородцев съезд принял предложение вернуть народу его древние название – хакасы [9].

       Главной целью первого съезда и последующих семи съездов с 1917 по 1918 год стало достижение единства хакасского народа ликвидация административно- территориальной разобщенности и создание автономной единицы. Важным итогом работы национально движения, стало образование 14 ноября 1923 года Хакасского уезда, с центром в с. Усть - Абаканское [10].

     Революционные события активизировали национальное движение хакасов в достижении единства хакасского народа, развитии культуры, организации местного самоуправления и подготовили создание хакасского уезда как первого опыта политического и национального творчества на пути к своей государственности.

Список источников и литературы:

ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. И-5 «Абаканская инородная управа», оп. 1, д. 37, л. 9.
ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. И-7 «Бейское волостное правление», оп. 1, д. 7.
ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. И-2 «Степная дума соединенных разнородных племен», оп. 1, д. 635, л. 13.
ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. И-5 «Абаканская инородная управа», оп. 1, д. 35, л. 1.
ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. Р-675 «Личный фонд К. Г. Копкоева», оп. 1, д. 134, л. 134.
ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-656 «Отдел документов новейшей истории», оп. 1а, д. 7, л. 12.
ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. П-656 «Отдел документов новейшей истории», оп. 1а, д. 15, л. 39.
Мамышева, Е. П. Хакасия: от Степных дум к автономии (1822-1930 гг.) / Е. П. Мамышева. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета Н. Ф. Катанова, 2008. – С. 59.
Там же.  С. 60.
Ефремова, Н. И. Образование и правовое положение Хакасского национального уезда / Н. И. Ефремова // Труды Томского государственного университета. Т. 216 – Томск, 1976. – С. 3 -11.