Государственное казенное учреждение Республики Хакасия
«Национальный архив»
Я здесь впервые, с чего начать?
Версия для слабовидящих
Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия
Ограничение возраста: 12+
Интернет-выставки

Календарь памятных дат

Февраль 2020
Сегодня
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
1

"От Учительского института к университету: к 75-летию открытия первого высшего учебного заведения Хакасии"

Раздел 1. Абаканский государственный учительский институт (1939-1954 гг.)



В 30-е годы в Хакасии возникла острая ситуация нехватки квалифицированных учительских кадров, что препятствовало решению важной государственной задачи – переходу к всеобщему семилетнему образованию. В 1937 году из 1128 учителей 589 не имели даже среднегопедагогического образования.

Инициатива по разрешению вопроса об учителях неполных средних школ принадлежала председателю Хакасского облисполкома и депутату Верховного Совета СССР Инкижекову Сергею Ефимовичу, который обратился в Наркомпрос РСФСР, лично к Надежде Константиновне Крупской с просьбой об организации учительского института.


В результате, во исполнение постановления Совнаркома РСФСР от 16/VI и 27/VI.39 г. Президиум Хакасского областного исполнительного комитета ПОСТАНОВИЛ:

1. Открыть в г. Абакане с 1-го сентября 1939 г.учительский институт

Для размещения аудиторий, кабинетов и других учебных комнат предложить горсовету передать учительскому институту здание средней школы № 1 до постройки здания учительского института.

Открытие Абаканского государственного учительскогоинститута (АГУИ) обусловило начало высшего профессионального образования в Хакасии.


На основании Приказа № 9/535 Всесоюзного Комитета по делам высшей школы при СНК СССР от 29 октября 1939 г. был утвержден Устав Абаканского государственного учительского института. Уставом были определены следующие пять задач:

а) организация учебно-методического процесса, обеспечивающего подготовку квалифицированных преподавателей неполных средних школ, «способных полностью освоить новейшие достижения науки, использовать технику до дна и по-большевистски связать теорию с практикой, сочетать производственный опты с наукой»/ постановление СНК СССР ЦК ВКП(б) о работе высших учебных заведений и о руководстве высшей школой от 23.06.1936 г.;

б) идейно-политическое воспитание студентов и преподавателей на основе учения Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина и подготовка культурных педагогов, обладающих «знанием всех тех богатств, которые выработало человечество»/Ленин;

в) проведение научно-исследовательской работы;

г) повышение квалификации преподавательских кадров и подготовка научно-педагогического состава;

д) популяризация научно-методических знаний, основанных на практике учителей-отличников неполных средних школ.


Типовые правила внутреннего распорядка общежитий учительского института(1939 г.)

Основание: Ф.Р-528. Оп.1.Д.4.Л.66

Основной структурной единицей, которая непосредственно осуществляла учебно-методическую и научно-исследовательскую работу по одной или нескольким дисциплинам, являлась кафедра. Согласно документам, были и свои типовые правила внутреннего распорядка общежитий учительского института.


Первым директором учительского института стал Венедикт Григорьевич Дубов, до этого возглавлявший Хакасское педагогическое училище. Первый набор студентов института распределился следующим образом: 66 студентов обучались на отделении русского языка и литературы, 3 – истории, 29 – математики и физики. Были организованы первые кафедры: марксизма-ленинизма, истории, языка и литературы, физики и математики, педагогики. В 1940 году открылось отделение заочного обучения.

Когда завершался второй учебный год института, началась Великая Отечественная война. В первые дни войны добровольцами ушли на фронт заведующий кафедрой педагогики А.Н. Устинов, выпускники С.Ф. Аешин, Н.К.Лаврентьев и другие.

Первый выпуск – 79 человек с дипломами учителей неполных средних школ – состоялся в июле 1941 г. Осенью 1941 г. педагогические кадры Абаканского учительского института пополнились за счет эвакуированных преподавателей московских вузов, в том числе МГУ, что оказало положительное влияние на постановку учебной и научной работы, дало возможность продуктивного обмена научными и методическими идеями. «С первых лет войны в преподавательский коллектив влились эвакуированные ученые: доктор исторических наук, профессор С.А. Токарев (с 1941 г.), кандидат экономических наук, доцент А.И. Савчук (с 1941 г.), позже кандидат исторических наук, доцент Д.Е. Хайтун (с 1943 г.), кандидат исторических наук, доцент Я.А. Левицкий (с 1944 г.) и др., что позволило организовать учебный процесс и научно-исследовательскую работу в институте на качественно новом уровне»

Молодым ученым был представлен пример сбора и изучения местного материала: доктор исторических наук, профессор С.А. Токарев стал изучать историю коренного этноса по документам Государственного архива Хакасской автономной области; кандидат филологических наук, доцент Л.С. Шептаев занялся сбором хакасского фольклора.

Несмотря на тяготы военного времени, Абаканский учительский институт продолжал развитие как образовательный, культурный и научный центр Хакасии – в 1943 году в его структуре было открыто отделение хакасского языка и литературы для подготовки учителей национальных школ. С этого момента хакасский язык и литература становятся предметами учебных курсов, для ведения которых создается кафедра хакасского языка. Ее заведующим стал известный тюрколог Фазил ГариковичИсхаков (в 1940 году Наркомпрос РСФСР командировал его в Красноярский край, во время войны он работал инспектором Хакасского областного отдела народного образования).

Война еще не закончилась, но уже прогнозировались кадровые потребности послевоенного периода, в том числе в социально-культурной сфере. В плане школьного образования ожидалось, с одной стороны, значительный рост контингента учащихся старших классов, а с другой – снижение удельного веса учителей с высшим образованием, связанное в основном с реэвакуацией. Хакасии нужны были свои педагоги. Создание в 1944 г. Абаканского государственного педагогического института (АГПИ) открыло новую страницу в развитии высшего образования в Хакасии.




Раздел 2. Абаканский государственный педагогический институт (1944-1994 гг.)



В 1944 г. руководство Хакасии обратилось в Красноярский край и в Москву с просьбой открыть Педагогический институт. 10 февраля 1944 года Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление об организации Абаканского государственного педагогического института с факультетами: русского языка и литературы, исторического, физико-математического.

Создание педагогического института происходило на практическом фундаменте учительского института. Однако официальное закрытие последнего состоялось только в 1954 году – когда подготовка учителей для семилетней школы утратила актуальность. До этого же времени при едином финансовом обеспечении, административном руководстве, профессорско-преподавательском составе и учебно-материальной базе у того и другого института были разные коллективы учащихся – их обучение отличалось по срокам, учебным планам и программам.


Директором педагогического института и одновременно – учительского был назначен Андрей Никитович Пархоменко (выпускник исторического факультета Саратовского государственного университета, в Абакан направлен по распределению), заместителем по учебно-научной работе стал Д.Е. Хайтун [7].

Кафедры учительского института были преобразованы в единые кафедры для двух институтов: марксизма-ленинизма, педагогики и психологии, истории, литературы, языка, хакасского языка и литературы, физики и математики, военной и физической подготовки.

В АГПИ было открыто три факультета: русского языка и литературы, исторический и физико-математический. Контингент студентов на новый учебный год был определен в 120 человек [8]. С течением времени структура института варьировалась и дополнялась.


Так в 1953 году факультеты русского языка, литературы и истории были объединены в один историко-филологический факультет с хакасским отделением, в 1961 году в АГПИ был открыт биолого-химический факультет, в 1963 – факультет иностранных языков. Осенью 1944 года к занятиям приступило 87 студентов педагогического института, 81 студент первого и 143 студента второго курсов учительского института. В это же время в профессорско-преподавательском составе числилось 26 человек, из них 6 – с учеными степенями.


В 1968 году АГПИ был отнесен к вузам второй категории, в 1989 – первой. Награждался Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР.


В 1992 году Советом Министров Республики Хакасия Абаканскому государственному педагогическому институту было присвоено имя первого ученого-хакаса, известного тюрколога Николая Федоровича Катанова.


Раздел 3. Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

(1994 г.– по наст.вр.)



В 1994 году Абаканский педагогический институт преобразован в государственный университет. Образованный в 1994 году Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова создавался путем интегрирования разноуровневых образовательных учреждений, но как высшее учебное заведение является историческим приемником Абаканского государственного педагогического института, который в свою очередь возник на базе открытого в 1939 году Абаканского учительского института.

Постановление Правительства Российской Федерации № 724 «О создании Хакасского государственного университета» было принято 19 июня 1994 года.

В постановлении Президиума Верховного Совета Республики Хакасия и Совета Министров Республики Хакасия «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 1994 г № 724 «О создании Хакасского государственного университета» от 10 августа 1994 г. № 10/10 говорится:

«Образовать Хакасский государственный университет на базе федеральной собственности и собственности Республики Хакасия» [10].

В этом же постановлении университету присвоено имя известного ученого Николая Федоровича Катанова: «В связи с преобразованием Абаканского государственного педагогического института отменить ранее принятое постановление о присвоении ему имени Н.Ф. Катанова. Присвоить Хакасскому государственному университету имя Н.Ф. Катанова»


Социально-экономические изменения середины 90-х годов обострили необходимость подготовки в Хакасии собственных специалистов в области юриспруденции, экономики, информационных технологий, сельского хозяйства и других отраслей. В этой связи ХГУ им. Н.Ф. Катанова формировался как многопрофильный университет классического типа, реализующий многоуровневую модель высшего образования, основанную на принципах непрерывности и преемственности.


Первоначально состав вуза образовывали 10 факультетов (физико-математический, индустриально-педагогический, биолого-химический, исторический, русской филологии, национального образования и тюркологии, дошкольного образования, экономики и права), 3 училища (педагогическое, медицинское, музыкальное) и сельскохозяйственный техникум. В дальнейшем структура изменялась как за счет открытия новых, так и реорганизации уже действующих подразделений. В переходный момент, то есть последним ректором АГПИ был кандидат исторических наук, профессор Степан Павлович Ултургашев, который возглавлял институт с 1977 года.

Первым ректором Хакасского государственного университета стал доктор философских наук, профессор Валентин Анатольевич Кузьмин. С ноября 2006 года университетом руководил кандидат физико-математических наук, профессор Геннадий Станиславович Сурвилло. В августе 2008 года исполнять обязанности ректора назначили доктора медицинских наук Ольгу Владимировну Штыгашеву. В январе 2010 года на конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся О.В. Штыгашева была избрана ректором ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Решение конференции утверждено приказом Рособразования от 15 февраля 2010 года.




Примечания:

Ултургашев С.П. Был всегда нацелен на будущее: К 50 летию Абаканского государственного педагогического института им. Н.Ф. Катанова. – Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996. С.19
ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р-39. Оп.1. Д.343. Л.71
ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р-528. Оп.1. Д.1. Л.1
Там же. Л.1
Там же. Л. 4
Данькин Е.Н. У истоков вузовской исторической науки в Хакасии (1939-1949 годы) // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 38 (176). История. Вып. 37. С.160
Ултургашев С.П. Был всегда нацелен на будущее: К 50-летию Абаканского государственного педагогического института им. Н.Ф. Катанова. Абакан: Издательство , 1996. С.28-29
Там же. С.29
ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р-768. Оп.1. Д.50. Л.90
10. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р-782. Оп.1. Д.253.Л.60

11. Там же. Л.63



Директора (ректоры) Абаканского государственного учительского института –

Абаканского государственного педагогического института




Годы руководства

Фамилия, имя, отчество

1939-1943

Дубов Венедикт Григорьевич

 

1943-1952

Пархоменко Андрей Никитович

 

1952 – 1956

Мохов Евгений Александрович,

кандидат исторических наук

 

1956-1959

Непомнящий Василий Александрович,

кандидат исторических наук

 

1959-1963

Кисилев Иван Агапеевич,

кандидат исторических наук

 

1963 - 1975

НагрузовДавыдИванович,

кандидат исторических наук

 

1975 – 1976

Карпов Венедикт Григорьевич,

кандидат филологических наук

 

1977-1994

Ултургашев Степан Павлович,

кандидат исторических наук, профессор



Контакты
г. Абакан, ул. Щетинкина, д.32
Республика Хакасия, 655017
тел/факс (3902) 22-24-09
При использовании материалов ссылка на сайт ГКУ РХ «‎Национальный архив» обязательна‎