Государственное казенное учреждение Республики Хакасия
«Национальный архив»
Я здесь впервые, с чего начать?
Версия для слабовидящих
Размер шрифта
A
A
A
A
Цветовая схема
Т
Т
Т
Т
Т
Междустрочный интервал
a.A
a..A
a...A
a....A
Отображать изображения
Обычная версия
Ограничение возраста: 12+
Интернет-выставки

Календарь памятных дат

Июнь 2025
Сегодня
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
27
28
29
30
31
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5
6

«ПРОСВЕТИТЕЛЬ ХАКАССКОГО ЭПОСА: к 140-летию известного сказителя С.П. Кадышева»



14 сентября 2025 г. исполняется 140 лет со дня рождения известного сказителя-хайджи Семена Прокопьевича Кадышева. В связи с этим Национальный архив Республики Хакасия подготовил интернет-выставку, посвященную юбилейной дате.


Семен Прокопьевич Кадышев (1885–1977 гг.) является одним из главных пропагандистов и просветителей хакасского эпоса и традиционной культуры в Хакасии. Его имя известно в Хакасии и далеко за ее пределами.


Мастер сказительского искусства, крупнейший представитель носителей хакасского фольклора, прославленный хайджи, певец, поэт, член Союза писателей России, С. П. Кадышев внес значительный вклад в развитие духовной и материальной культуры Хакасии. Во многом благодаря его высокому мастерству произошло возрождение, понимание и популярность вершинного жанра хакасского традиционного фольклора – героического эпоса.




В Национальном архиве Республики Хакасия нет личного фонда Семена Прокопьевича Кадышева, но имеются документы, фотографии, посвященные его жизненному, творческому и просветительскому пути.


Несмотря на скромность и его природную стеснительность, творчество особо талантливого хайджи становилось важной целью фольклорных экспедиций Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, Абаканского педагогического института, а также предметом исследования и анализа для многих известных деятелей культуры Хакасии, современников С. П. Кадышева.


Особенно живо и интересно творческая личность хайджи представлена в архивных документах фондов личного происхождения Национального архива Хакасии – композитора А. А. Кенеля, писателя Н. Г. Доможакова и этнографа К. М. Патачакова.



Так, известный писатель, ученый Николай Георгиевич Доможаков в своем «Докладе о хакасском народном хайджи С.П. Кадышеве» указывал:

«Мастеров-хайджи у хакасского народа много. В активе ХакНИИЯЛИ числится около двух десятков имен хайджи, от которых институт ежегодно записывает богатырские сказки, легенды, песни, тахпахи...Среди славных хайджи выделяется своим мастерством Семен Прокопьевич Кадышев».



Известно, что род Кадышевых славился сказительским мастерством на протяжении многих поколений. Об этом Н.Г. Доможаков писал:

«Прадед Семена Прокопьевича был широко известным хайджи, который оставил своим внукам и правнукам богатый запас устного поэтического творчества своего народа. Способствовали развитию сказительского таланта молодого Кадышева его отец и мать, которые много знали народных сказаний, легенд и преданий о глубокой старине, с любовью рассказывали своему сыну и впечатлительный мальчик, одаренный восприимчивой памятью, внимал и любовно складывал все в своей памяти».


Здесь же Н.Г. Доможаков указывал, что среди учителей Семена Кадышева были Хара Матный Балахчин, Хара Чакым (он же Семен Абдорин), Егор Павлович Кондеев.




В личном фонде писателя также имеются сведения об участии С.П. Кадышева в организации партизанского отряда в период гражданской войны. В должности председателя сельского совета в годы Великой Отечественной войны Семен Прокопьевич Кадышев воодушевлял воинов, отправляющихся на фронт. Об этом Н.Г. Доможаков писал:

«Хайджи-нымахчи с большим вниманием относился к людям. Когда в какой-нибудь семье случалось несчастье, всегда спешил разделить горе, всю ночь играл на чатхане, увлекая людей чарующими звуками мелодий, захватывающим сюжетом сказаний...Его репертуар неисчерпаем, а его исполнительское мастерство с каждым годом росло и крепко. Вот поэтому хакасский народ именно его первым из хайджи рекомендовал в 1953 году в члены писательской организации, и он в 1954 году был принят в ряды советских писателей».




В своем докладе Н.Г. Доможаков также дает глубокий анализ известных текстов эпических сказаний Семена Прокопьевича Кадышева.


Известный этнограф Кузьма Михайлович Патачаков оставил также богатое научное наследие, доступное в его фонде личного происхождения. Здесь хранятся архивные сведения о многих выдающихся деятелях Хакасии, в том числе о Семене Прокопьевиче Кадышеве. В докладе об известном хакасском поэте, хайджи-сказителе имеются такие строчки:

«Фольклор был главной духовной пищей хакасов, богатым источником для интеллектуального развития...дар хайджи считался чудесным даром, данным свыше. Обучаться искусству хайджи могли лишь особо одаренные, музыкальные и обладающие богатой памятью люди. Хай приходит постепенно. Семен Прокопьевич начал с 12 лет».




В архивном деле «Документы о С.П. Кадышеве» также бережно собраны многочисленные газетные вырезки на хакасском и русском языках, посвященные жизни и творчеству Семена Прокопьевича Кадышева, приуроченные к юбилейным датам хайджи. В газетной статье «Его святая миссия» от 1995 г. представлены воспоминания о знаменитом дяде его племянницы Анастасии Кадышевой. Значительный исследовательский интерес вызывает также статья Геннадия Сысолятина «Чьи бессмертны письмена...».




Особого внимания заслуживают воспоминания и анализ творческой деятельности и высокого мастерства хайджи в документах личного фонда Александра Александровича Кенеля.




В своих научно-популярных очерках о Семене Прокопьевиче Кадышеве композитор пишет:


«Наше знакомство с ним началось в 1945 г., сразу после окончания войны когда научно-исследовательский институт, основанный зимой 1944 г. начал организовывать первые фольклорные экспедиции по области...


Вечерело. От реки белый Июс веяло легкой прохладой... Недалеко от моста через реку расположились две избушки и загоны колхозного скота. Это Тарча – летнее жилище С.П. Кадышева. Летом он занимается охотой, рабычит.


Оказалось, что Семен Прокопьевич на охоте, что его еще не скоро ждут, а может быть он вовсе заночует в лесу. Но я решил ждать…


Мое ожидание было вознаграждено – вернулся сам хозяин. Он не высок, но крепкий, на вид лет 60-ти. Пока накрывали стол, я успел познакомиться, рассказать о цели своего приезда, прочитал ряд записанных мною ранее песен. Перед ужином спел по-хакасски несколько комических застольных песен, чем очень рассмешил всех, особенно своим «русским» выговором: «Ужинали все мы уже запросто, друзьями.


Семен Прокопьевич, угадав как любезный хозяин, мое желание, бережно снял с вбитых в стенку крючков чатхан и стал слегка настраивать.


- Ну что тебе спеть? - с доброй улыбкой спросил он. Я попросил показать отрывок из сказки.

- Чарир, ладно, спою о Чанар хусе, - сказал он.


Четкая ритмичная игра поразила меня. Он виртуозно владеет чатханом, четко отделяя мелодию от аккомпанемента».




О необходимой составляющей героического эпоса, горловом пении, композитором записаны следующие строчки:

«Хай – совершенно своеобразен, чисто национальная форма музыкального гения-речитатива низким горловым звуком, почти всегда на одной басовой ноте, под сопровождение музыкального 6-7 струнного инструмента – чатхана…, хай – пение, отсюда хайджи – певец, создатель».


«Пропев строфу, хайджи пересказывает ее устно. Так строфа за строфой тянется всю ночь, а иногда и две-три ночи длинное повествование...Если хайджи рассказывает о битве алыпов, мелодия на чатхане звучит бурно и напряженно. Если герой гибнет – мелодия медленная, грустная. Рядом с хайджи сидят впечатлительные слушатели. В самых захватывающих моментах они невольно издают одобрительные возгласы «Уух! Ыых». Другие выражают свой восторг словами сочувствия, одобрения по поводу разных событий развертывающихся в рассказе хайджи...».




Интересны рассуждения А. А. Кенеля о типе сказителей:

«... это две разные школы сказительства, имеющая каждая свою традицию и навыки. Один...добросовестно передает лишь слышанный и запомнившийся ему текст сказания. Другой же тип сказителя – это хотя и художник-исполнитель не своего текста, но прежде всего художник-автор, свободно излагающий, дополняющий и изменяющий по своему художественному чутью излагаемый им поэтический текст сказания. Таких сказителей мы в полном праве можем назвать творцами, к этой категории принадлежит Семен Прокопьевич Кадышев. Музыкальные вставки Семена Прокопьевича всегда характерны, метки и с большим вкусом вставлены в общее повествование».



В целом, рукопись доклада Александра Александровича Кенеля более, чем на 60 страницах содержит многочисленные авторские пометки, перечеркивания, уточнения. Где-то машинописный, где-то рукописный текст, местами подклеенный, содержит очень ценные записи и сведения о жизни и творчестве Семена Прокопьевича Кадышева.


Высказывая свое восхищение перед талантом сказителя А.А. Кенель писал:

«Недаром любит народ своего 74-летнего заслуженного сказителя, такого спокойного и приветливого. В его памяти хранятся более 30ти сказаний. Из них записаны 17, а напечатаны 5: «Албынжи», «Алтын Арыг», «Хан Кичегей», «Ай-хучын», «Кумус ханаттыг Кок пора..». Эти 5 опубликованных сказов занимают в общей сложности более 500 страниц печатного стихотворного текста! Из одного этого видно, насколько велик поэтический репертуар сказителя». «Содержание любимых сказаний Семена Прокопьевича всегда высоко гуманное, человечное. Сказитель поэтизирует силу человека и восхищается той силой, которая служит общечеловеческому делу».




По словам А.А. Кенеля:

«Честь носить звание хайджи – народного сказителя – удел не каждого певца или рассказчика. Это звание надо заслужить искусством сказа, знания многих старинных сказаний, художественной импровизацией, искусной игрой на чатхане, созданием новых песен-откликов на современные события жизни. Но главное — это бескорыстное служение своим искусством всему народу».




Таким образом, через призму документов личного происхождения можно проследить многогранность и необыкновенный дар сказительского мастерства Семена Прокопьевича Кадышева. Данная интернет-выставка призвана вызвать исследовательский интерес к первоисточникам Национального архива по вопросам изучения творческой личности прославленного хайджи, имя которого носит Хакасский республиканский Центр культуры и народного творчества и одна из улиц Абакана.


Источники:

ГКУ РХ «Национальный архив»: 

Ф.Р-588. Оп.1. Д. 35;

Ф.Р-606. Оп. 1. Д. 42;

Ф.Р-966. Оп.1. Д. 75.



Контакты
г. Абакан, ул. Щетинкина, д.32
Республика Хакасия, 655017
тел/факс (3902) 22-24-09
При использовании материалов ссылка на сайт ГКУ РХ «‎Национальный архив» обязательна‎